Педагогическая копилка

                                                                 Петрова  И.Г.
                                                                             музыкальный руководитель
                                                                  МАДОУ «Д/С № 3 г.Челябинска»
Музыкальная игра – средство развития и формирования чувства ритма у детей дошкольного возраста
Аннотация: статья посвящена исследованию   влияния музыкальной игры на развитие ритмического слуха, лежащего в основе любой музыкальной деятельности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначено, что одна из основных целей дошкольного образования – обеспечение социальной успешности, которая напрямую связана с положительным самоощущением ребёнка, уровнем его самооценки, социальным статусом в группе. По мнению А.Г. Асмолова, руководителя разработчиков ФГОС ДО, центральной психодидактической технологией является развивающее взаимодействие ребёнка с взрослыми и с сверстниками.
.  На современном этапе педагогическая деятельность требует от музыкального руководителя обращения к новым формам, которые бы позволяли образовывать дошкольников так, чтобы они об этом  даже не догадывались. Педагог должен  уделять большое внимание созданию  предметно-развивающего пространства, способствующего  эмоционально-ценностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка.
Практика показывает, что у многих современных детей наблюдается низкая двигательная активность, нарушена координация движений, слабо развита общая моторика и чувство ритма, недостаточно сформирована ориентировка в пространстве.  А недостаточная сформированность слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интелектуальной деятельности, но и общение с сверстниками.
 В поиске средств  решения данных проблем была поставлена цель:
  исследовать влияние музыкальных игр на развитие музыкально-ритмических  и творческих способностей дошкольников.
Задачи:
– составить перечень музыкальных игр, способствующих развитию       чувства ритма детей и внедрить их в систему музыкальных занятий, индивидуальную и самостоятельную деятельность;

– создать педагогически целесообразные условия в системе музыкального воспитания, обеспечивающие развитие музыкально- ритмических способностей ребёнка;

– совершенствовать формы и методы работы, позволяющие развивать творческую активность в процессе использования музыкальных игр;

­– наработать вспомогательный музыкально-дидактический материал и использовать его в образовательном процессе. 

  Развитие чувства ритма  является самым сложным компонентом в системе развития музыкальных способностей детей, поэтому необходимо, как можно раньше вовлекать их в процесс совместной творческой деятельности, используя различные методы и технические приёмы.
Опираясь на современные музыкально-игровые методики, была выстроена система развития музыкально-ритмических способностей ребёнка, которая базировалась на принципе интеграции музыкальной игры с другими видами деятельности, обеспечивая в конечном результате включение дошкольников в импровизационно-творческую деятельность. Всё это ярко прослеживается в программе И.М. Каплуновой  и И.А Новоскольцевой «Ладушки», методическом пособии  И.М. Каплуновой  и И.А Новоскольцевой  «Этот удивительный ритм», а так же авторской программе элементарного музицирования  И.Г. Галянт «Орфей».
Основными принципами, которые легли в основу работы стали:
·        личностно-ориентированный подход;
·        принцип преемственности и взаимосвязи, который ведёт детей  от простейших заданий к достаточно сложным и творческим;
·        принцип психологической комфортности;
·        принцип интегрированного подхода.

С целью помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально-ритмических способностей был разработан перспективный план по включению музыкальных игр, соответствующих возрастным особенностям, в систему занятий и других видов деятельности.
Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом  (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий дошкольников).
Играя с малышом в «Ладушки», мы уже развиваем ритмический слух. Двигаясь под музыку различного характера («ходим – бегаем»), или, играя на простейших музыкальных инструментах (молоточек, погремушка), малыш  учится различать ритмическую пульсацию,  согласовывать свои движения с текстом песен и характером музыки. Систематическая и целенаправленная работа в игровой форме  над развитием  метроритмического слуха делает движения ребёнка более выразительными и музыкальными. Ритм формирует тело и дух ребёнка, помогая осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.
Одной из форм развития  музыкального слуха являются речевые игры, позволяющие овладеть полным комплексом средств музыкальной выразительности. Идея использования речевых игр в музыкальном воспитании принадлежит немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу. Речевые игры и упражнения могут сопровождаться звучащими жестами (притопами, щелчками, хлопками, шлепками), различными движениями, игрой на  детских музыкальных инструментах. Мимика, пластика, жестикуляция, голосовые импровизации в речевой игре способствуют раскрытию творческого потенциала детей. Базой для речевых упражнений  чаще всего служит детский фольклор: потешки, прибаутки, дразнилки, заклички, кричалки, имена и т.п.
                                              
Фруктовый салат
Дети проговаривают и отмечают ритм слов коллективно, затем цепочкой, не теряя метроритма, любое из слов можно заменять паузой.  Для развития координации движений и творческой инициативы использовать  комбинацию любых звучащих  жестов под музыку польки
Ли-мон, а-пель-син, ба-нан, ман-да-рин.
Или  Сли-ва, яб-ло-ко, гру-ша, ви-но-град. .
Игры с использованием детских музыкальных инструментов предлагается применять в целях развития тембрового слуха, метроритмического чувства, мелкой моторики рук в условиях специально организованного исполнения адаптированных для восприятия простых мелодий и ритмических аккомпанементов.
«Путешествие в лес» разработка  Л. Меркуловой
1.Пойдем по дорожке прямой.
   Вы, дети, идите за мной.
   Слышите, дятел стучит о сучок:  
   Тук-тук, тук-тук,                      Игра на палочках
   И мы повторим этот звук.      Повторяют на палочках

2.Сейчас по тропинке  свернули направо,
   Увидели зайца — он прыгнул в канаву.
   А ножки стучат: туки-туки-туки-тук.               Игра на палочках
   Повторим мы этот звук.                                      Повторяют

3. Вот вышли из леса — кругом тишина,
   Только стучат два веселых бобра:
   Тук-тук да тук, тук-тук да тук.     Игра на палочках
   Повторим  веселей этот звук.      Повторяют

В играх часто используется приём «Эхо», дающий возможность быть активным участником игры. Сначала ребёнок способен лишь повторять то, что слышит, затем он создаёт свой ритмический рисунок,  чувствуя радость от своего творения. Тексты подбираются ритмичные, удобные в произношении.
  Упражнение «Козлик»
Серенький козленок, маленькие рожки,                                                                                     Поиграй, пожалуйста, для ребят на ложках.                                                                                    Будешь козлик ты играть, а мы станем повторять!                                                                  Ребенок – козлик играет на ложках свой  ритмический рисунок, дети отхлопывают заданный ритм ладонями. Затем ребенок-козлик выбирает ребенка, протягивает ему ложки и говорит:                                                                                                         Будешь ты теперь козленком, поиграй на ложках звонко!                                                                                               
Музыкально-коммуникативные игры помогут научить детей общаться с помощью музыки, совершенствовать их коммуникативную инициативу и активность. С этой целью предлагается применять в работе игры-приветствия, игры с игрушками, танцы в парах, танцы со сменой партнера, ритмические упражнения с элементами расслабляющего массажа.
«Как тебя зовут?»
А: ходить свободно, выбирая друга для танца.
Б: танец в паре (творчество)
В: песня: Если добрый день с утра,
                Поиграть пришла пора.
Здравствуй, здравствуй, милый друг, (здороваться за руки)
Как тебя зовут? (каждый поёт своё имя по-очереди на три доли: Ма-шень-ка, Ва-ню-ша, Да-нил-ка…)
Координационно-подвижные игры повышают двигательную активность, развивают  ритмический слух, память, слуховое внимание и умение быстро ориентироваться в пространстве.
«Весёлые паровозики» муз. З. Компанейца
Дети движутся топающим шагом, отмечая ритмическую пульсацию под музыку «Поезд» четырьмя змейками, держа руки на плечах впереди стоящего. Первый ребёнок в змейке держит игрушку. Со сменой музыки дети поскоками движутся по залу в хаотичном направлении. По сигналу гудка должны занять место в своём вагоне.
 «Волшебные булки» без музыкального сопровождения
 Раз, два – всем привет!
Побежали, побежали (в круг) все в буфет
А с обеда как придём (расходятся назад)
Булки все жуём (скользящие хлопки)
(2 восьмые хлопают все, на паузу по очереди  называют начинку,
сначала съедобные начинки, затем не съедобные)
Затем идут в разных направлениях продолжая отмечать ритм рисунок со словами: Что это за булки? Волшебные булки. И каждый называет одновременно свою начинку.
Музыкально-ритмические игры предлагается использовать как наиболее адекватную форму коррекции двигательной недостаточности, которая выражается в бедности вспомогательных, мимических и пластических движений у детей. Освоение навыков выполнения музыкально-ритмических  движений, способствует развитию чувства ритма.
« Наблюдала я в бору…»
Наблюдала я в бору интересную игру:  Дети стоят свободно располагаясь по залу.
На полянке под сосной, танцевал народ лесной 
Это зайки-шалунишки…   1. Прыжки на двух ногах из стороны в сторону. Дети мимикой показывают характер зайцев(смешные, осторожные, пугливые, трусливые и др.)
Это мишеньки-малышки… 2.  Шаги в перевалочку
Это белочки лесные…       3. Поскоки с ноги на ногу
И лисички озорные…        4. Лёгкий бег, руки разведены в сторону
Веселился и плясал  и от плясок не устал….    5.       Танец-импровизация
Участие дошкольника в музыкально-дидактической игре предполагает умелое использование ребёнком имеющегося у него ещё совсем небольшого музыкального и жизненного опыта, требует качественного изменения мыслительных процессов, более высокого уровня музыкального восприятия. Музыкальные задания, выполняемые с помощью таких игр, значительно повышают интерес ребёнка к обучению, развивают самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер.
« Телеграф»  
   Дети выстраиваются в колонну и кладут руки на плечи впереди стоящего.Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему. Последний участник (стоящий впереди всех) «передаёт» ритм, хлопая в ладоши.
Данная игра направлена на развитие ритмического восприятия и музыкальной памяти. Элементы  массажа способствует расслаблению и снятию усталости. 
Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, укрепляют мышцы пальцев и ладоней, что в свою очередь помогает в игре на музыкальных инструментах Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память и речь.
                                           «Паучина». 
Пау-паучина паутину сшил. (1-й палец левой руки соединить со 2-м пальцем правой, затем наоборот)
Вдруг закапал дождик – паутину смыл. (щелкать пальцами, в конце фразы правой ладонью быстро скользнуть по левой)
Вот и солнце вышло, стало подсыхать. (соединив ладони, поднять руки вверх, поворачивая их то в одну, то в другую сторону)
Пау-паучина трудится опять. (быстро перебирая пальцами, постукивать подушечками) 
При последующем повторении игры соединяются большие пальцы со средним, безымянным и мизинцем.
Такой вид деятельности, как элементарное музицирование, даёт возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с детьми, создавая условия для развития творческих способностей. Творческие задания по музицированию способствуют развитию у детей умения озвучивать стихотворения, сказки, рассказы о явлениях природы, животных, птицах и др.
                            Музыкальные импровизации
Подумай, какие инструменты  подойдут, чтобы сыграть на них «музыку дождя», «песню ветра», «солнечный свет», «твое сегодняшнее настроение», «радостную мысль».
Проведённые  исследования  доказывают, что все  музыкальные игры направленны на развитие ритмических способностей детей и могут быть использованы в различных видах деятельности: музыкальных досугах, непрерывной образовательной деятельности, праздниках, индивидуальной работе, самостоятельной деятельности. Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что  процесс музыкального образования  имеет непрерывное развивающее действие. В результате  у дошкольников  сформированы представления (зрительные, слуховые, двигательные) о длительностях, приобретены навыки воспроизведения ритмических рисунков по партиям на музыкальных инструментах и с помощью звучащих жестов. Движения стали более координированными и выразительными. Обогатился активный словарь и улучшалась речь дошкольников. У детей появилось желание  проявлять творческую активность в предлагаемой деятельности.
Список литературы:
1.     И.М Каплунова и И.А. Новоскольцева  «Этот удивительный ритм»  издательство «Композитор  Санкт- Петербург» 2005г
2.     И.Г. Галянт «Орфей»  авторская программа элементарного музицирования
3.     И.М Каплунова и И.А. Новоскольцева  «Праздник каждый день»  издательство «Композитор  Санкт- Петербург»  1999


 Консультация  для воспитателей

«Ознакомление  с технологией «Кукляндия» М.И. Родиной и  А.И. Бурениной»
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны  поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребёнка. Когда дети слышат слово «театр» в их глазах зажигаются искорки, на губах появляются улыбки, сердце переполняется от предвкушения чуда. Ведь ожившая в руках кукла – это и есть маленькое чудо, которое рождается на наших глазах,  и не может оставить равнодушным никого, будь то малыш или взрослый. Театральная кукла – это не только игрушка, приносящая массу позитивных эмоций, но и незаменимый помощник в воспитании и обучении детей. 
Театральная педагогика, изложенная в учебно-методическом пособии М. И. Родиной и А. И. Бурениной «Кукляндия», помогает решить ряд проблем в воспитании детей. Некоторые дети малоактивны, застенчивы, не умеют раскрыть себя, а ведь наша задача - найти подход к каждому ребёнку, уметь разглядеть его индивидуальность, помочь обрести уверенность в себе, повысить его самооценку. Возможно, эти дети стесняются от того, что существуют трудности в речевом общении, от неуверенности в себе, в правильности своих действий, от боязни оказаться в центре внимания.
Знакомясь с данным учебно-методическим пособием, я обратила внимание, что вся работа по постановке спектаклей проходит в игровой форме. Игровая методика обучения способствует развитию у детей воображения, внимания, памяти.  Театральные игры направлены на воспитание коммуникативной культуры, эффективного развития речи и творческих способностей, а так же способствуют развитию у детей познавательных интересов. Разнообразные игры позволяют повысить эмоциональный тонус, снять напряжение, активизировать внимание детей, сделать их жизнь не обыденной, а увлекательной. Ведь  - игры являются одним из способов постижения мира, а также адаптации ребенка в социальной среде.
 Интересные сценки, этюды, танцы, представленные в «Кукляндии», помогают стеснительным, робким детям справиться со своими комплексами благодаря тому, что всё внимание зрителей приковано к кукле, а сам ребёнок выступает за ней как бы на втором плане даже тогда, когда его не скрывает ширма, и таким образом чувствует себя защищённым. Есть такие сценки, где слов ребёнку не надо произносить, а только лишь достаточно выполнять движения за куклу, и прекрасно подобранная музыка вокальная или инструментальная сама звучит вместо его голоса. Так постепенно ребёнок привыкает к сцене и от простых ролей вначале, даже без слов, постепенно переходит к главным ролям спектакля. У него появляется уверенность в себе, он испытывает удовольствие от зрительских аплодисментов, от того, что его окружающие понимают и принимают. Формируется его личностный стержень, что в дальнейшем поможет ему адаптироваться в обществе и быть успешным в сложном современном мире.
Педагогическая ценность театрализованных игр заключается не в показе спектакля, а в воспитании детей, развитии нравственных, волевых  и творческих качеств личности. Главная  задача педагога  – раскрыть талант каждого ребёнка, дать ему почувствовать свою успешность.
Вместе с тем развивающий потенциал  театрализованной деятельности в нашем детском саду используется недостаточно, хотя в каждой группе имеется театральный уголок. Педагоги   изредка обновляют атрибуты театрального уголка, но  не уделяют должного внимания организации театрализованной игры и   обучению  приёмам кукловождения.
Методическое  пособие «Кукляндия» заинтересовало меня  использованием  различных видов театральных кукол, как уже давно известных, так и уникальных которые можно изготовить самостоятельно.
Для развития выразительности речи, мелкой моторики  и умения детей   фантазировать,  в группе младшего дошкольного возраста можно использовать: пальчиковый, штоковый, настольный театр картинок, конусный, магнитный, театр ложек и игрушек-прыгунков.
Театр  ложек

 Конусный



Штоковый театр  игрушек


Дети средней группы закрепляют навыки владения вышеперечисленными видами театральных кукол и овладевают новыми.

 К ним можно отнести:  кукол –говорунчиков, платковые куклы – бабочки или птички и варежковые куклы, которые помогают гармоничному развитию дошкольников.


говорунчики

Театральную зону  старших дошкольников можно дополнить перчаточными куклами+ гонзиками, варежковыми куклами-говорунчиками,  платковыми и куклами  марионетками и полумарионетками, а так же куклами из театра теней.

Самые яркие и нарядные из кукол - это платковые куклы. Они шьются почти в рост ребёнка. Голова делается из плотного картона и обшивается светлой материей, волосы из толстой пряжи. Можно распечатать на принтере. Туловище куклы - это свернутый вдвое платок. Прикрепляется голова куклы с помощью  тесёмки  на шею ребёнка, края платка к запястьям на резинке. Можно использовать готовые павлово-посадские платки или сшить из плотной ткани. Можно исполнять хороводы «Русская красавица», инсценировать песню «Аленушка» и др. Для девочек – это целое поле для развития фантазии и импровизации движений.


Освоение кукол и актерского мастерства - весьма трудоемкая задача, поэтому важно проводить занятия в определенной системе: от простого – к сложному, от знакомого – к новому, повторяя и закрепляя на каждом этапе уже освоенные навыки и умения. От простых варежковых и платковых кукол рекомендуется переходить к более сложным куклам – марионеткам и полумарионеткам.


Комментариев нет:

Отправить комментарий